Лунные космические программы
Разговор здесь не про автомобильные движки и не про пердунов. Меня интересовали 3 вещи:
1) Во всех советских учебниках по конструированию ЖРД предполагается, что камера сгорания - тело вращения, а пограничный слой осесимметричен. Для F-1 и H-1 это неверно. Поэтому требуется учитывать специфику задачи - хотя бы то, что угол наклона участков поверхности отличается от угла наклона "образующей" тела, вписанного в трубчатую КС. Пограничный слой в КС F-1 нельзя считать осесимметричным. Кроме того, существенно неоднородна и температура газовой стенки на одном сечении, перпендикулярном оси.
Велюров эту специфику не учитывает, поэтому расчет ошибочен. Оценки погрешности, с этим связанной, нет.
2) Параметры пристеночного слоя не вычисляются, а они были различными даже в разных версиях F-1 (начиная с расходом топлива через внешний пояс форсунок). От этого зависит, к примеру, соотношение компонент в пристеночном слое, а от соотношения - теплопоток. Отсутствует оценка погрешности обусловленной этим фактором.
3) Наконец, во 2-м томе Кудрявцева сказано следующее:
Отсюда отнюдь не следует, что формулу пересчета можно применять везде и всюду ("во многих практических случаях", но не во всех), и здесь не указано, как вычислять погрешность "некоторого приближения".
Констатируем: приближенная формула применена в случае, в котором она, строго говоря, неприменима, параметры пристеночного слоя не учитываются, погрешность приближенной формулы неизвестна. Никаких данных о погрешности нет - значит, она может составлять и 20%, и 50%, и 146%. Численный расчет может что-либо опровергать только при условии, что к нему прилагается аналит…
Дальше »»»