Источник: 03.08.00 Коммерсантъ
В начале года руководители российских авиакомпаний, общаясь с
журналистами, не раз заявляли, что рынок пассажирских перевозок
стабилизируется. Однако итоги первого полугодия разрушили их надежды.
Объем внутренних перевозок уменьшился. За границу летает столько же
россиян, сколько и в прошлом году, однако все чаще они выбирают рейсы
иностранных компаний. По сути, это означает, что относительный рост
экономики никак не сказался на работе авиакомпаний.
В стране уже несколько лет не растет число пассажиров, регулярно
пользующихся их услугами. Сейчас постоянные клиенты авиакомпаний
составляют примерно 70% от общего числа пассажиров. Это означает, что
компаниям просто некуда расти. В прошлом году они перевезли свыше 20 млн.
человек. Однако по оценкам самих авиаторов, в прошлом году хотя бы один раз
авиатранспортом воспользовались всего 5 млн. россиян. Эти 5 млн. и
составляют тот рынок, который осваивают российские авиакомпании.
Считается, что рынок уже поделен (20 компаний перевозят свыше 85%
пассажиров), и особой конкурентной борьбы не наблюдается.
Однако итоги работы отрасли за первые пять месяцев этого года оказались
подобны холодному душу. За январь – май пассажирооборот на внутренних
линиях упал на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На зарубежных маршрутах сокращение составило 8,6%.
Между тем экономисты рассчитали, что пока цена авиабилета не превышает
80% ежемесячного дохода человека, он хотя бы раз в году слетает за свой счет.
Конечно, доходы у большинства экономически активного населения
стабилизировались, но тарифы продолжают расти (за последние полгода – на
35%). Это значит, что на самолетах будет все больше корпоративных клиентов и
все меньше тех, кто покупает билеты на свои кровные.
Чтобы перевести за год 20 млн. чело…
Дальше »»»