История Т-4 «100»
АвиационныйВозвращаясь к теме: судьба Т-4 была, по сути, решена П.В. Дементьевым осенью 1967 года, когда ему, по согласованию с Туполевым, удалось пробить выход в свет ПСМ № 1098-378 от 28.11.1967 года, согласно которому была официально задана разработка Ту-22КМ ( в последующем просто Ту-22М). Лукавство здесь заключалось в том, что в документе речь шла о модификации Ту-22К, хотя к тому времени было уже совершенно понятно, что ничего общего с исходной машиной у нового самолета не будет. Но даже не об этом речь.
Министр знал, не мог не знать, что пробивая это решение, он "подкладывает мину" под программу работ по Т-4. Он вполне сознательно шел на это. Дело в том, что одним из пунктов этого ПСМ было черным по русски записано, что постройка опытных экземпляров самолета должна осуществляться на Казанском авиазаводе. С учетом того, что КАЗ всегда был вотчиной Туполева, надо было понимать, что это только начало, и за опытными самолетами неизбежно последует установочная партия...
С другой стороны, с учетом известных планов МАП по выпуску в Казани еще и Ил-62, это, по сути, ставило крест на программе выпуска Т-4, потому что одновременного выпуска сразу трех разнотипных машин Казань просто не потянула бы, а других "свободных" серийных заводов, способных к освоению машины такой размерности, в СССР просто не было...
Так что никакого серийного выпуска для Т-4 не предусматривалось - по определению. Оправдания для этого можно было выдвигать любые (дороговизну, трудности освоения титанового производства, и т.п.)
С точки зрения готовности к серии - естественно, что Т-4, как любой принципиально новый самолет, неизбежно должен был пережить период "детских болезней", назовите мне машину, которая избежала бы этой участи. Однако делать выводы о том, что Т-4 "был полное г…" только на том основании, что машина не успела пройти даже этап заводских испытаний, это, по меньшей мере, некорректно.
Давайте по другому: расскажите мне, каких высот достигли первый опытный Ту-22М0…
Дальше »»»