Морской
ЭПОПЕЯ «ПЕТРА ВЕЛИКОГО»
Единственный оставшийся в строю из четырех построенных тяжелых атомных ракетных крейсеров (ТАРК) проекта «Орлан» – ТАРК «Петр Великий» – был заложен в 1986 году. Но начались перестройка, и корабль застрял у заводского причала на 10 лет, где однажды едва не утонул – прямо у причала. «Несколько отсеков на две палубы снизу были затоплены. Часть аппаратуры после осушки перебрали, а часть заменили, в том числе и один из комплексов оружия», – рассказывал мне позже главный строитель крейсера Геннадий Старшинов. После затопления судьба крейсера повисла на волоске.
В 95-м правительственную комиссию по государственным испытаниям «Петра Великого» возглавил Касатонов. То, что ему удалось сделать, можно сравнить только с чудом. В условиях экономического кризиса, отсутствия финансирования Военно-морского флота, острого дефицита материально-технических средств и топлива для кораблей он взял на себя всю ответственность за организацию достройки, проведение испытаний и прием корабля в состав ВМФ, во что уже с трудом верили и сами моряки. Касатонов добился, чтобы на ТАРК поставили главную энергетическую установку комбинированного типа (с ядерным и безъядерным режимом эксплуатации). Крейсер дополнительно вооружили ЗРК «Кинжал» и С-300ФМ «Форт-М». Касатонов организовал и провел государственные испытания в Балтийском, Баренцевом, Норвежском, Северном морях и в Атлантике, в которых были задействованы более 20 боевых кораблей и 27 вспомогательных судов. Провел два командно-штабных учения Балтийского и Северного флотов, стратегическую командно-штабную тренировку и специальное тактическое учение Северного флота.
Во время испытаний зенитно-ракетного артиллерийского комплекса «Кортик» 28 октября 1998 года подбитая крылатая ракета изменила траекторию полета и нацелилась прямо в борт крейсера. Добивали ее «Кортиком», когда до катастрофы оставались секунды.
По дороге на Северный флот пришлось прорывать систему противодейс…
Дальше »»»