Морской
Хотелось бы сказать несколько слов в защиту Алексея Силыча.
1. "Цусима" - роман, написанный непосредственным участником сражения. И как любое таковое свидетельство, не может быть не быть субъективным. Это не научный труд, а литературное произведение для широкого круга читателей. И авторский взгляд здесь не может не присутствовать. У Новикова-Прибоя есть свое мнение по поводу причин поражения русской эскадры, и он также вправе его высказать, как и любой автор. Это мнение "снизу", видение ситуации не из кают-компании, а из кубрика. С ним можно не соглашаться, но это не значит, что оно ошибочно.
2. Помните, в какое время этот роман был написан и издан! Без критики и язвительных замечаний в адрес царских офицеров, адмиралов и священников он просто не увидел бы свет. Но если вчитаться внимательней, то за внешней шелухой можно увидеть, что в целом положительных характеристик офицеров больше, чем отрицательных. А что до описаний нелицеприятных эпизодов и черт характера - ну так Новиков-Прибой и не собирался никого щадить или обелять.
3. Не забывайте о той роли, которую роман "Цусима" сыграл в реабилитации (да, именно так!) подвига русских моряков. Раньше моряки скорее стыдились слова "цусимец", отношение в обществе было примерно таким : войну проиграли, флот потопили, а кто не утоп, так в плен сдался... Забыть об этом поскорее, и все.
"Цусима" - первый нерукотворный памятник подвигу русских моряков в том сражении, людям, выполнившим свой воинский долг до конца. Именно после выхода "Цусимы" на них стали смотреть другим глазами, не как на позорно проигравших, а как на героев, павших в бою за Родину.
И по поводу мнения "классовых врагов". Эмигрант князь Язон Туманов (бывший мичман на "Орле") : "Книгу эту следует прочесть всем морским офицерам. Это человеческий документ, написанный искренне и правдиво."
Дальше »»»