Авиационный
К вопросу о "хотелках" индусов: они давно и упорно хотят сами, в полном объеме научиться проектировать самолеты (корабли, ракеты, танки, пушки и т.д.). Вот только позавчера углядел в архиве интересный документ:
Запись беседы министра авиапромышленности П.В. Дементьева с послом Индии г-ном Дхаром от 07.05.1970 г. Посвящена она была озвученному послом вопросу - организации в Индии самолетостроительного ОКБ. Тут стоит напомнить, что прямо перед этим мы продали им лицензию на строительство МиГ-21 и построили полноразмерный завод по производству этого самолета:
ПВД: «… Создается впечатление, что Вы думаете, что организация производства самолета МиГ-21 и его освоение прошло очень легко. На самом деле это была очень трудная и сложная задача. Это впечатление произошло потому, что мы поставили Вам металлорежущее оборудование, стенды, установки, оснастку, инструменты в полном объеме, россыпь, затем узлы для сборки самолетов, более чем на 100 комплектов. К Вам на завод были командированы сотни советских квалифицированных специалистов. Мы помогали Вам, как лучшим друзьям, и не имели никакой задней мысли. Поэтому Ваши специалисты смогут работать через 2-3 года самостоятельно.
…
Еще раз хочу сказать о КБ – какое бы я КБ не создавал, но лучше КБ т. Микояна не сделаю. Кроме того, еще необходимо иметь массу других организаций по аэродинамике, электронике, гидравлике, и другим системам, иметь широкую кооперацию с другими организациями.
Самолет МиГ-21 является перспективным. Он и через 10 лет будет таким же молодым. Такой современный самолет никакое КБ в соизмеримо короткий срок не создадут.
Мы, как Вы убедились, оказывали эффективное техническое содействие в освоении изделия по переданной лицензии, а вот организация КБ должна иметь идею, композицию как сделать, чтобы создать лучший образец, чем МиГ-21 или Су-7.
Это очень и очень сложное дело.
…
Вам нужно выращивать таких инженеров-конструкторов, которые будут основными кад…
Дальше »»»