Современные международные конфликты
кщееш> А вот к Константинополю присмотреться надо. Инвентаризация, туда-сюда. А нафиг нам сдался этот Константинополь?
Ладно там при царях, тогда основным экспортным товаром России были хлебные злаки - пшеница, рожь, ячмень, овес, они занимали во внешней торговле империи то же место, что нефть и газ сейчас. Собственно, проект захвата Проливов возник в конце 18-го века (его активно проталкивал граф Панин), когда в Европе шла промышленная революция, народ ломанулся в города, сельское население стремительно сокращалось и в европейских странах стали возникать вопросы с нехваткой продовольствия (Британия во времена Панина импортировала треть потребляемого продовольствия).
Проблемой, однако, было то, что основными хлебородными территориями империи являлись Украина и Поволжье, зерно с этих территорий сплавлялось по Днепру и Дону, перегружалось на морские суда и далее через Босфор и Дарданеллы отправлялось в Европу - в Германию (там почему то предпочитали рожь), Британию, Францию, Италию. Этот маршрут транспортировки был единственным практически реализуемым в силу его дешевизны, при транспортировке по альтернативным маршрутам цена зерна получалась такая, что брать его в Европе никто бы не стал. Османы же частенько шантажировали Россию закрытием Босфора и Дарданелл, отсюда и возникли планы отобрать у них Проливы и избавиться от этого турецкого прессинга.
Однако в первой половине 20 века в связи с повсеместным внедрением минеральных удобрений и успехами генетики в выведении высокоурожайных сортов Европа практически перешла на самообеспечение продовольствием и в итоге проект захвата Проливов практически утратил актуальность. Главный на сегодня российский экспортный товар - углеводороды - прекрасно транспортируется по трубопроводам в обход Турции и Проливы тут полностью утратили свое былое эксклюзивное значение.
Также вполне очевидно, что одного Константинополя мало - надо брать под контроль весь Босфор и ещ…
Дальше »»»